Архитектура Украины на рубеже XIX — XX веков
Україна, Дніпропетровська область
Особливості планування та забудови міста Катеринослава
Екатеринослав. Заложенный в 1776 г. как крепость и центр новой губернии, город строился по генпланам архит. В. П. Старова, созданным в 1790—1792 и в 1817 гг. Согласно им административный центр города разместился на горе, а главная магистраль — Екатерининский проспект — тянулась вдоль реки до района, где находились суконные и шелковые фабрики. Это определило линейный характер планировки города вдоль реки.
При закладке общественных сооружений была допущена свойственная эпохе Екатерины II гигантомания, выразившаяся в проектировании огромного собора, дворца и парка. Поскольку создание города не было достаточно экономически обосновано, население его в первой половине XIX в. росло крайне медленно. Подлинное развитие города началось только после строительства в 1873 г. железной дороги, которая связала его с Донбассом и Криворожьем. В 1885 г. население составляло 46,8 тыс., а к 1912 г. увеличилось в 4 раза. Главным фактором быстрого роста города явилось строительство в конце XIX в. металлургического и трубопрокатного заводов вблизи станции железной дороги. В 1884 г. был построен первый железнодорожный мост через Днепр. Новые заводы строились на левом берегу, а в 1915 — 1916 гг. в Екатеринослав перебазировали ряд рижских заводов. Это определило развитие рабочих поселков в нижней части города — Фабричная слободка, Чечелевка, Надеждино, а также освоение территорий на левом берегу — поселки Амур и Нижнеднепровск. В. И. Ленин писал: "...на пустынной, песчаной местности, где ныне ряд заводов, образовалось новое поселение в 6000 душ". К 1917 г. на левом берегу проживало уже 30 тыс. рабочих. Впоследствии Нижнеднепровск стал самостоятельным городом.
Несмотря на интенсивное строительство, Екатеринослав отставал в своем градостроительном развитии от Киева, Одессы и Харькова, отличался низкой плотностью и малой этажностью застройки (в 1910 г. плотность здесь была в 3 раза меньше, чем в Киеве). Мало было и зеленых насаждений — 11,2 % по отношению к застроенной площади. Плохим было санитарное состояние города: водопровод здесь был введен в строй в 1900 — 1909 гг., а канализация только в 1915 г.
В планировочной структуре города четко выделились административно- культурный центр и промышленно-рабочий район на востоке и юге города. Между ними расположился Екатерининский проспект с широким бульваром, здесь размещался административный и торговый центр города. Линии трамвая, проложенные в 1897 г., фактически закрепили эту планировочную ось. Второй транспортной магистралью города стал Пушкинский просп., на котором был устроен бульвар и проложена линия трамвая.
Градостроительное значение имело размещение в Нагорной части комплекса зданий Высшего горного училища (1899, архит. А. Н. Бекетов), городской думы (1901, архит. Д. С. Скоробогатов), исторического музея (1903, архит. Г. И. Панафутин) и театра Хренникова (1913). В застройке некоторых улиц преобладали особняки (Новодворянская и другие улицы).
В восточной части Екатерининского проспекта и на прилегающих к нему улицах строят железнодорожный вокзал (1884), Управление железной дороги (1908, архит. А. Н. Бекетов), крупные доходные дома, банки, магазины, театры и клубы, коммерческое и реальное училища (начало XX в., архит. Д. С. Скоробогатов), почтово-телеграфную контору, народную аудиторию, кинотеатры, гостиницы. В 1880-е годы на проспекте был устроен бульвар и произведено замощение, в 1901 г. старые деревья были вырублены и посажены новые. На Пушкинском просп. по инициативе научного общества сооружен памятник A.C. Пушкину (1901, скульптор И.Я. Гинцбург, архит. Г. И. Панафутин), на средства учащихся сооружается памятник Н.В. Гоголю (1909). Роль рекреационного центра отводится городскому парку на Екатерининском проспекте, где строится летний театр (1904), два курортных зала и скетинг-ринк (1913). В парке устраивается областная промышленная и художественная выставка (1910). В связи с наводнением в 1891 — 1892 гг. и необходимостью переселения части жителей в Нагорной части был распланирован новый район — так называемые Новые планы, где стали селиться рабочие. Это способствовало развитию города в южном направлении. В отличие от Харькова, в Екатеринославе работало мало местных архитекторов, масштабы строительства были невелики. Значительный вклад в развитие застройки и благоустройства города внес городской архитектор Д. С. Скоробогатов (1862— 1938), который 28 лет работал в этой должности. По его проектам были построены здания думы, двух больниц, двух гимназий и училища, городские бойни, трамвайные депо и здание пожарной части. Большие работы проведены по мощению улиц, прокладке водостоков и благоустройству. Город украсили произведения А.Н. Бекетова, А. Л. Красносельского, П. П. Фетисова, А. М. Гинзбурга, Г.И. Панафутина и др. Именно эти зодчие внесли в архитектуру города новые черты, создав оригинальные произведения в стиле неоклассицизма, рационализма и неоукраинских форм. Среди других особое значение имело сооружение в центре города театра-клуба (1909 — 1913) и жилого дома Хренникова (1910 — 1912).
Новаторское по конструктивному и образному решению здание театра-клуба выводило архитектуру города на общеевропейский уровень; жилой дом, построенный при участии известного украинского этнографа Д. И. Яворницкого, директора местного исторического музея, стал одним из этапных явлений в эволюции неоукраинского стиля. Здания получили широкий резонанс в архитектурной печати и общественном мнении.
Ясиевич В. Е. Архитектура Украины на рубеже XIX — XX веков. — К.: Будивэльнык, 1988. — 184 с
Редакція від 16.08.2018